Ну очень занимательно!

Увлекательные лабиринты

кукольный театр

Папы и мамы - обязательные помощники!

previous arrow
next arrow
Slider

Методика Монтессори

Итальянка Мария Монтессори (1870-1952) открыла свою школу в 1907 году. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: "... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?". Затем она перенесла свой метод на здоровых детей.

Девиз Монтессори - педагогики «Помоги мне это сделать самому!» осуществляется по таким направлениям:

  • сенсорное развитие;
  • приобретение практических навыков;
  • изучение математики;
  • развитие речи;
  • знания о мире (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов).

Основная особенность педагогического метода М.Монтессори – это неразрывная связь трех частей: ребенок, воспитатель, развивающая среда. Центральное место занимает ребенок, его чувства, устремления, желания, а учитель, наставник, как говорила Мария Монтесорри, не обучает, но «помогает разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Воспитатель — помощник, координатор, но не руководитель. Он должен уметь демонстрировать возможности среды, внимательно наблюдать за детьми, регистрировать результаты их деятельности. Задача Монтессори-учителя – помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Развивающая среда — это специальное помещение, специальное оборудование и особый социальный климат. Обычно эта среда состоит из ряда зон:

  • зона практической жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона умственного развития;
  • двигательная зона;
  • зона художественно-эстетического развития.

Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностр. языка и др. Огромное значение для реализации метода Монтессори имеют именно дидактические Монтессори-материалы. Это что-то среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленные непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания. т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении.

В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. М. Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными учеными И. Итаром и Э. Сегеном.
Развивающие игры по методике Марии Монтессори направлены в основном на развитие мелкой моторики, что напрямую связано с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов речи. Это нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и упражнений.

Основные принципы Монтессори-педагогики:

  • подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию;
  • неукоснительное уважение права детей сохранять свою уникальную индивидуальность;
  • дети творят сами себя благодаря собственной целенаправленной деятельности;
  • важнейшим периодом развития ребенка следует считать период до 6-ти лет;
  • дети обладают поразительной чувствительностью и умственными возможностями для впитывания знаний из среды, в которой они находятся.

Мария Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что предлагаются не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Например, пройдется по тактильной дорожке, попытается определить предмет на ощупь, поиграет с чудо-мешочками. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Развивающие игры направлены на развитие мелкой моторики, что напрямую связано с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов речи. Головоломки - мелкая моторика и усидчивость. Тактильные карточки - тактильные ощущения, мелкая моторика. Рамки вкладыши - мелкая моторика рук, логическое мышление, внимания, речи, мышления, памяти, умения обобщать и классифицировать, знакомство с окружающим миром, словарный запас. Шнуровки - мелкую моторику, логику, мышление, речь (стимулирование развития органов артикуляции). Планирование своей работы педагог должен строить согласно сенситивным периодам в развитии детей для легкого и радостного овладения разными знаниями и умениями.

Сенситивные периоды — это периоды особой восприимчивости детей к освоению определенных видов деятельности.

Педагогу необходимо:

  • знать об их существовании, чтобы не бороться с естеством ребенка;
  • наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов;
  • вести подготовку к наступлению того или иного сензитивного периода;
  • знать об обязательности их наступления, но помнить об индивидуальности их сроков и длительности.

Сензитивные периоды:

  • СП развития речи — от 0 до 6-ти лет;
  • СП восприятия порядка — от 0 до 3-х лет (определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются “внутренние часы” ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми;
  • СП сенсорного развития — от 0 до 5,5 лет;
  • СП развития движения и действий — от 1 до 4-х лет;
  • СП развития социальных навыков — от 2,5 до 6-ти лет (у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни).

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

ДНИ ЧУДЕС

Дни чудес