Ну очень занимательно!

Увлекательные лабиринты

кукольный театр

Папы и мамы - обязательные помощники!

previous arrow
next arrow
Slider

Методика Никитиных

Методика Никитиных создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом и Леной Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Воспитательная система Никитиных - это система, которую можно назвать Педагогикой Предоставления Возможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я. Корчак.

Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику в условиях своей многодетной семьи. В основе системы Никитиных лежит свободное развитие ребенка в процессе игры, без уроков и специальных тренировок. Дети сами выбирают себе распорядок и занятия по душе. Роль родителей - принимать самое активное участие в детских играх, не навязывая при этом свое мнение и поощряя стремление малыша активно мыслить и решать задачи самостоятельно.

Развивающие игры Никитиных рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Игры Никитиных учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Эти игры сочетают в себе безграничный простор для творчества, многофункциональность и широкий выбор уровней сложности. Это наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных 2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. В большинстве своем эти игры представлены в виде кубиков, таблиц и логических задачек, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие творчества, логического и образного мышления. Их, конечно, нельзя называть играми в буквальном смысле. Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому Никитины настойчиво предостерегают родителей, которые, желая блага своему ребенку, могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей. Поэтому - никакого принуждения!

Стоит отметить, что в методике Никитиных много внимания уделяется не только раннему интеллектуальному обучению, а и гармоничному физическому развитию ребенка. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей. Закаливание с младенчества, упражнения на спортивных снарядах, сбалансированное питание, все это, по мнению Никитиных, помогает детям иметь отличное физическое и эмоциональное здоровье.
Не настаивая на универсальности своей педагогики, Никитины предлагают комбинировать ее с другими методиками, в частности развивающими искусство и гуманитарные дисциплины.

Основные принципы методики:

  • раннее начало ("пища" для ума с раннего возраста);
  • наличие развивающего окружения, создание среды для опережающего развития;
  • обеспечение обстановки "максимального напряжения сил" (поднимаясь каждый раз самостоятельно до "потолка своих возможностей", ребенок развивается наиболее успешно);
  • обеспечение ребенку свободы в выборе вида деятельности (игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества);
  • умная помощь взрослого (родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности).
  • в интеллектуальных играх Никитина, удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям.

Основные правила организации развивающих игр Никитина:

  • Игра должна приносить радость ребенку, необходимо эмоционально отмечать каждый успех ребенка, удерживаться от обидных замечаний;
  • Ребенка надо заинтересовывать, а не заставлять, не доводить игру до пресыщения;
  • Все игровые задания дети должны выполнять самостоятельно без подсказок, в том числе и поиск ошибок;
  • Прежде чем давать игровой материал детям, необходимо овладеть им самому, четко уяснить цели и правила игры. Ощутить сравнительную трудность заданий;
  • Начинать надо с заведомо посильных для ребенка заданий. Успех в начале работы с игровым материалом обязателен;
  • В случае если ребенок не справился с очередным заданием необходимо отложить его выполнение, сделать перерыв на несколько дней и затем начать с более легкого задания;
  • Необходимо внимательно наблюдать и регистрировать успехи детей.

На основе наблюдения и анализа результатов игровой деятельности ребенка следует решать, какое новое задание или игровой материал ему предложить.

  • Необходимо помнить о волнообразном характере увлечения детей. В случае если интерес к игре пропал, следует ее на некоторое время убрать, а затем снова показать ее ребенку и вызвать новую волну интереса;
  • Нельзя хранить игровые материалы Никитина (и подобные им) вместе с другими игрушками, это подчеркивает их особый статус и возбуждает интерес ребенка;
  • Необходимо создавать во время игры непринужденную обстановку, не сдерживать двигательную активность ребенка;
  • После выполнения очередного задания необходимо сделать запись в дневник, записи особо необходимы при возможном перерыве в занятиях;
  • Рекомендуется устраивать соревнования с участием взрослых, при действительных поражениях смело признавать себя побежденным.

ДНИ ЧУДЕС

Дни чудес